Типичную ситуацию для журналиста-расследователя можно описать как неравномерное распределение информации. Иначе говоря, противоположная сторона и в особенности объект расследования располагают гораздо большей информацией, чем все остальные. Журналисту ничего не остаётся, как уровнять это распределение. До тех пор пока этого не произойдёт, противоположная сторона может считать себя в выигрыше, пока журналист с трудом пробирается сквозь туман неизвестности.

Такую ситуацию неравномерного распределения информации можно перенести на конкретную расследовательскую работу и использовать в тактических целях. К сожалению, это касается только тех случаев, в которых журналист уже владеет некоторым объёмом информации, на базе которого он проводит дальнейший поиск и нацеленно использует имеющиеся у него знания. Это преимущество используется не для того, чтобы сбить соперника с толку, а чтобы скорее достигнуть своей цели. Такой поиск предполагает, что мы уже кое-что знаем о расследуемом нами объекте. Точнее говоря – чем больше мы знаем, тем лучше.

Такая ситуация и определяется как «кто уже больше знает». Уже описанный принцип «Окружать» служит, к примеру, также для того, чтобы оформлять каждый дальнейший этап расследования, соответственно посыл «знать больше, чем до сих пор» обещает больший успех: в ходе расследования всегда можно более целенаправленно отсортировывать материал или заострить внимание на более существенных вещах.

  • Первое преимущество заключается в том, что журналист пользуется доверием или признанием у собеседников. Таким образом, можно узнать даже больше, чем предполагалось первоначально.

Это часто случается, когда у собеседников нет времени, они разговаривают не с каждым и по разным причинам вообще не хотят обсуждать сомнительные или неудобные темы. Чем быстрее журналист предстанет как компетентный партнер по переговорам, тем скорее проявится готовность другой стороны на равных говорить друг с другом. Без соответствующего предварительного расследования часто вообще невозможно начать такую беседу. В конкретном случае это может проявиться, например при телефонном звонке, когда журналист, договариваясь о встрече, задаёт вскользь такой вопрос, который ясно сигнализирует собеседнику об осведомленности журналиста. Или он употребляет какое-либо ключевое слово, которое должно вызвать ответный интерес у его собеседника, например, что же именно ещё журналист знает о том или ином понятии. Таким образом, целью журналиста является вызвать интерес, любопытство или уважение своего собеседника.

Если журналист разбирается в теме или знает какую-либо неофициальную информацию, у него есть и другие преимущества. Таким образом, скорость собственного восприятия повышается, если обеседник-эксперт сам непроизвольно выбалтывает важные сведения или упоминает интересные детали. Дополнительное преимущество: не надо часто прерывать собеседника уточняющими вопросами, а нужно сконцентрироваться на действительно интересных моментах, и только заканчивая интервью, задать побольше уточняющих вопросов.

  • Другим преимуществом наличия предварительных сведений является возможность лучшего контроля или оценки собеседника.

Нередко речь идет не только о том, чтобы проводить различие между важной и второстепенной информацией, но и иметь возможность контролировать, правдиво ли то, что в ней содержится и/или вообще предлагается. Естественно, чем больше имеешь информации заранее, тем лучше это получается. Конкретно можно применять преимущество «Чем больше знаешь» для проверки правдивости собеседника или надежности информации, задавая тот или иной тестовый вопрос.

В отношении конкретных ситуаций расследования опыт свидетельствует, что в случаях с использованием так называемых дружественных источников (friendly sources) применяют первое преимущество, а в случаях недружественных источников (unfriendly sources) — скорее второе. Независимо от этого, нужно решить, сколько имеющейся информации можно открыть собеседнику. Чтобы использовать названные козыри, необходимо соблюдать железное правило:

  • Сначала разузнать все возможное, как можно подробней, и только потом устанавливать контакты с интересующим нас собеседником.

Эту рекомендацию следует усвоить, поскольку вероятность узнать точные или дополнительные сведения, мотивы или до сих пор неизвестную информацию в беседе возрастает пропорционально уже имеющимся у нас сведениям. Это возможно даже при телефонных разговорах с представителями власти или других институтов, при сравнении и проверке такой простой информации, как например, наличие определенного правила или предписания административного порядка, когда следует быстрая реакция на пустые отговорки или неправильную информацию целенаправленными дополнительными вопросами.