Диаметрально противоположными Follow-up-стратегиям являются замаскированные расследования. Это особенно чувствительная тема, поэтому здесь будет немного рассказано о закулисной стороне. Чувствительность этой темы зависит, проще говоря, от двух следующих вопросов: 1) Что и сколько могут, разрешается, должны, обязаны знатать о тебе люди, с которыми живешь или работаешь в большом сообществе? И именно из той сферы жизни (например, деловой или частной), которую не хотелось бы раскрывать самому? Другими словами, сколько должны знать другие о до сих пор «тайных мирах» (BÖLL, 1976)? 2) Кто решает, вообще сколько и что относится к этому «тайному миру»? Итак, о том, где проходит граница между тайным и больше не тайным, другими словами: протекает на виду у общественности или не на виду?

На этот счет есть, по крайней мере, четыре перспективы, из которых вытекают ответы: 1) журналистская перспектива (Watchdog – цепной пес), 2) перспектива того, о ком идет речь, 3) перспектива «здоровых народных настроений», или тех, кто их представляет, и 4) юридическая перспектива, в которой предпринимается попытка определить различные взгляды и интересы в целом, как юридически действительные «правила игры».

Здесь речь пойдет о журналистской и юридической перспективах. Сначала должна быть рассмотрена журналистская проблема: как придать юридическую силу таким методам? Это первый пункт раздела главы. Вторым пунктом является показ различных ситуаций, в которых можно получить знания из «системы» различными путями, а также увидеть, что анонимность является часто практикующейся процедурой. Маскировка – это активное использование анонимности расследования. Так как это стало темой в Федеративной Республике Германии, как с журналистской, так и с правовой точки зрения, только в начале 1970-х гг., то третий пункт представлен на примере протагониста Гюнтера Вальрафа (Günter WALLRAFF)., благодаря которому это применяется сегодня. Он использовал возможности маскировки весьма существенно. В-четвертых, будет рассмотрена актулаьная правовая практика и как она изменялась в ходе спорных разоблачений в последние годы. Тема скрытой камеры для журналистики и правового положения СМИ из-за особенностей работы со звуком и изображением будет рассматриваться в отдельном 5-м разделе. Затем, в шестом, будут еще раз подведены итоги. Заключит эту проблему рассмотрение конкретного примера: маскировка в криминальной среде.