Как показывает опыт, при очистке происходит наибольшее количество ошибок, поэтому здесь необходима особая тщательность. Во-первых, не все информаторы думают о том, чтобы в полном объеме уничтожить ссылки на источник. Во-вторых, проведение потенциальных обысков будет менее трагичным, если будет гарантировано, что все материалы с возможными уликами, которые могли бы привести к выявлению источника, будут удалены.

Указания к этому:

  • Заливка (закрашивание) имен, фрагментов текста или рукописных заметок и т.п. с помощью черного фломастера совершенно бесполезны: фломастеры в любом случае не затушевывают на 100 процентов, а этого достаточно, чтобы у такого документа на свету был реконструирован оригинальный текст. "Заливка" работает только в случае, если что-либо вырезано или затушевано фломастером, а затем сделана ксерокопия, и только эту фотокопию можно рассматривать как действительно "с заливкой". Это функционирует только в таком случае.
  • В эпоху цифрового хранения фотоизображений и обработки иллюстраций используются новые методы сканирования и обработки в специализированной графической и / или редакторской программе (например, Photo Shop, Paint Shop Pro и т.д.), т.е., чтобы изменить шаблоны оригиналов, можно уничтожить некоторые вещи (входящий штамп, рукописные заметки и т.п.). Для того, чтобы избежать идентификации источников, оригинальный файл не должен находиться в компьютере, где он может стать объектом любопытства. Исходный файл и оригинал должны быть перемещены. Строго говоря, необходимо производить цифровую обработку не на своем компьюторе. Хорошо известно, что даже давно удаленные файлы могут быть восстановлены настоящими профессионалами. Тот, кто хочет быть уверен в надежности сохранения информации, должен иметь компьютер, не доступный для третьих лиц.
  • Сравнительно простым способом изменить оригинал, чтобы он выглядел немного "фальсифицированным" является метод генерирования копий. Когда ксерокопирование производится аналоговыми аппаратами (ксерокс проезжает световым валиком по каждому оригиналу при копировании), то возникает эффект смещения: ксерокопия всегда увеличивается на 1%, чтобы уменьшить серые границы, которые возникают, когда оригинал не точно положен под стекло экспонирования. В аналоговых копировальных аппаратах запрограммирован этот эффект. Кроме того, четкость копирования зависит от тонера и качества бумаги. Из-за этого эффекта здесь фотокопия получается не 100-процентным аналогом оригинала. Если сделать копию с копии (копия первого ряда), то этот эффект продолжает расти. И в зависимости от того, сколько копий будет сделано, последняя копия будет значительно меньше похожа на оригинал.
  • Такой эффект желателен, например, если будет гарантия, что никто больше не сможет реконструировать этот путь, т.е. а) с какого оригинала (например, доступны несколько) и б) из какого источника была копия, которая была найдена при обыске или должна быть предоставлена в качестве доказательста судье, а также адвокату противоположной стороны для проверки. Именно в этой ситуации особо нужно следить, чтобы не сделать ошибки. Более современные цифровые копировальные аппараты, кстати, не имеют больше эффекта смещения.
  • Очистка может иногда означать, что документ должен состоять из двух или более частей. Это может иметь смысл, когда в оригинале четко видны текстовые пассажи, когда бланк плохого качества, потому что информатор сделал много копий. Если в вашем распоряжении есть оригинал этого бланка, то можно смастерить из него и текстовых пассажей более читабельную версию факсимиле.
  • Во время очистки не забывайте: номер факса или другие идентификаторы отправителя необходимо также тут же удалить с титула, даже если вам кажется, что они не могут вызвать проблем. Потому что никогда нельзя знать, каким образом документ будет использован в течение жизни (т.е. передача другу или коллеге, который в свою очередь и вероятно кому-нибудь его передаст дальше и т.д.), и если позже уже не вспомнить, какая информация на этом документе может быть "критической", то лучшее уничтожить такой документ полностью.

При такой очистке в общем надо четко представлять, что в представленной информации в документе действительно важно: исходные данные и / или любая другая дополнительная информация , например, входящий штамп, краткие рукописные формулы – типа "принял к сведению", и в дополнение – инициалы и дата, или другие пометки об обработке и хранении заметок. То же самое относится и к документам, постоянно получаемым из актов (например, из следственных актов адвоката), в которых уже по нумерации страниц можно определить источник.

Первоначальный оригинал можно, если он безопасно спрятан, оставить в том виде, в каком он получен. Например, чтобы всегда знать, что там за информация. Резервные копии, с которыми вы работаете или те, которые коротко показываются другим, или даже используются для любых целей (суд, адвокат противоположной стороны) должны быть обработаны соответствующим образом.

Это возможно только тогда, когда известно, какая требуется дополнительная информация к документу, например, квитанция, что интересующий нас документ дейтвительно был доставлен, согласно входящему штампу. Или, если определенное лицо приняло документ к сведению, потому что на нем есть пометка от руки. Чаще в нем содержится больше информации, потому что на нем есть рукописные пометки всех сотрудников, которые в определенном порядке и в определенное время держали в руках такой документ, потому что он административно обработан. Именно из этого можно реконструировать на каком этапе такой документ покинул предполагаемый "Workflow" «рабочий процесс». Чтобы скрыть такую ссылку, необходимо знать этот "рабочий процесс", т. е. обычный ход делового процесса. Здесь полезны знания, которые описаны во взаимосязи со структурами и их представлением в форме органиграммы (ср.: стр. 83 и далее).

Если такой информации в распоряжении нет, лучше почистить больше, чем меньше. Лучше всего: прояснить такие вопросы с информатором, если он уже сам не провел такую очистку.

Два примера могут помочь заострить внимание.

Пример 1: Различия между тем, что должно быть сделано неузнаваемым и что должно остаться узнаваемым

В факсимильном счете одной из компаний по транспортировке бетона (см.: Схема 9), который был опубликован в таком виде, в "Счете и подтверждении получения заказа" много детальной информации было (на самом деле) заретушировано: платежный адрес, номер счета, маркировка строительной фирмы, номер клиента, а также точные даты (оставлен только год). Без изменений оставлена вся прочая платежная информация. Поскольку речь идет о доставке бетона в зимние месяцы, а в это время года снижаются темпы строительных мероприятий, поэтому существует почти 100-процентная вероятность того, что цементная компания может без проблем восстановить по сумме общего счета и все остальные данные, например, строительную площадку и время, которое было затрачено на доставку.

РИС 17

Именно бетон, который замешан и должен транспортироваться в определенное место, будет "через несколько часов твердым, как бетон" и без автобетономешалки может стать абсолютно бесполезным. По этой причине транспортировка реконструируется точно, а с ней и водители, которые могли бы передать такой документ третьей стороне.

Но счет проходит, по крайней мере, через две пары рук. Он должен быть также подготовлен хотя бы в двух экземплярах (в большинстве случаев для заказчика и приемщика и в большем количестве экземпляров). Далее речь идет о действующей строительной площадке, а также о действующей строительной компании как организационной единице с большим количеством сотрудников. Следствием является то, что реконструкция может быть трудна, так как сложно определить, кто точно выдал счет, если отсутствуют какие-либо пометки и так далее.

Этот феномен сохранения и архивирования корреспонденции и документов, следовательно, материалов, потенциально интересующих журналистов, которые могут находиться в нескольких местах, можно было бы назвать, аналогично понятию двойного бухгалтерского учета, двойным или дублированным ведением актов. Это распространено в странах, имеющих склонность к крайне выраженному бюрократическому ведению дел.

Как бы то ни было, решающим для определения важности проблемного счета были дополнительные пометки компании, выставившей счет: «F. Re. Fa. Seyd» (ср.: Схема 9). Аббревиатура расшифровывается так: «счет компании Саид». Сокращение этих четырех букв означает, что интересующая нас компания-поставщик, не являлась той, у которой был заказан бетон. Скорее всего это был заказ фирмы Саид «конкуренту», в данном случае – компании Fa. Lichtner, что является довольно необычным поведением на рынке. Закулисная информация: это сокращение показывает, как на практике сочетаются цена, территория и квоты картели.

Так, через два дня после публикации (Stern 10/1986, с. 192 и далее), антимонопольные власти страны активно разыскивали все участвующие бетонные компании. Два года спустя были обработаны бухгалтерские документы всех компаний за нескольких лет. Результат: штраф за картельные соглашения в размере 1,3 млн. немецких марок. Отрасль выплачивала этот штраф без колебаний и без жалоб в суд.

Пример 2: учитывать предательские указания на источники

Из неотредактированной копии документа на Схеме 10 видно, что письмом берлинского сенатора по делам строительства и жилищной политике «исполнитель», согласно исходящему документу «раздел IV а D 1», уведомлен компанией жилищного строительства, что «в связи с ожидаемой особой экономичностью проекта не будет никаких возражений» со стороны властей, хотя очевидны и другие узнаваемые рукописные заметки «7/3/11 V «и» SB 154 – 22″, а это значит, что этот документ получен из актов прокуртуры. Любой орган дознания имеет – в дополнение к национальным стандартизированным номерам документа, которые здесь не содержатся, свою собственную внутреннюю систему регистрации.

Если бы следственная деятельность продолжалась в это время, то оттиск с запрещенным цитированием «официальных документов», согласно Уголовно-процессуальному кодексу § 353d (ср.: стр. 280), потенциально подлежал бы судебному преследованию. А если бы этот процесс уже начался, то осуществлявшие защиту адвокаты имели бы доступ к этому документу, что разрешается в соответствии с их мандатом. Если нужно использовать документ до завершения расследования, то должны исчезнуть все заметки, по крайней мере, резервные копии. Если необходимо уничтожить другие указания на источники информации, то ни в коем случае нельзя допустить внесения задним числом дополнений к этому документу. Если бы сохранился входящий штемпель жилищной компании, то остались бы указания на возможный источник: секретариат исполнительного директора обязательно адресует письмо конкретному лицу – «в руки» («z.H.»). По этой причине на входящем штемпеле нет никакой дополнительной обработки или пометок — письмо поступило на высший уровень, который обозначается двумя буквами – «H/F».

И, напротив, документ, на котором находятся практически все мыслимые указания на источник, можно теоретически подвергнуть целенаправленной очистке, чтобы тех, кто ищет источник навести на ложный след.

Кстати, цитируемое здесь письмо является составной частью конкретной коррупционной договоренности: исполнитель официально сообщил жилищно-строительной компании, т.е. стоящему за ней руководителю, что ранее в тайне оговоренный проект должен быть начат: разрешение на строительство получено взамен новенького BMW 635 CSi. Коррумпированный руководитель строительства, который появится в следующих документах, а также коррумпированные чиновники, позднее были приговорены к тюремному заключению.

РИС 18