При внимательном рассмотрении, инвестигативная журналистика означает не что иное как поиск. Иначе говоря: поиск должен быть всегда «инвестигативным», т.е. исследовательским, расследовательским, не опускающим руки и т.д. По крайней мере, он должен в случае необходимости принять инвестигативный характер. И это случается довольно часто, гораздо чаще, чем это можно предположить.

Уже с позиции теории коммуникации можно было бы аргументировать: масса информации о конкретных вещах и большие причинные связи, не важно из какой области, слишком велики – ни один человек не может их больше воспринять: это называется синдромом перегрузки информацией. Как следствие: большинство информации пропадает из индивидуального или коллективного поля зрения, либо сознательно или бессознательно отвергается – в любом случае, не воспринимается конкретно. В основном потому, что общественность все меньше узнает о конкретной подоплеке событий или о причинных связях, которые бы привели к когнитивной обработке и запоминанию информации. Из этого следует, что многие вещи или причинные связи больше не становятся достоянием общественности, даже когда речь идет о важных событиях, таких как, например, социально значимые причинно-следственные связи.

Такие упрощенные наброски причинно-следственных связей служат идеальным условием, чтобы использовать переизбыток информации в качестве барьера, за которым можно незаметно и без помех улаживать собственные дела. Именно здесь требуется, как это называют в Германии, «общественная задача средств массовой информации», чтобы противостоять этому адекватными поисками и компетентной передачей знаний.

«Общественная задача средств массовой информации» была описана в главе первой. В этой главе речь пойдет о том, с чего начать и как находить конкретные темы.

Метод поиска темы или истории зависит от многих факторов:

От собственных интересов. От них зависит решение, какие вообще темы можно увидеть и распознать. Тот, кто не интересуется футболом, никогда не будет думать над тем, что возможно какой-то конкретный арбитр берет взятки и «продается» за определенные решения на футбольном поле.

От собственного Know-how. От него, например, зависит, что конкретно можно увидеть, узнать или выяснить. Возьмем тот же пример арбитром: кто не знает точно правил игры, тот вообще не сможет увидеть, что определенные решения судьи необычны или странны. И поэтому не увидит повода для расследования.

От удобного случая. Конкретно от того, чтобы быть в нужное время в нужном месте. Футбольные матчи проводятся постоянно и во многих местах мира. Если только 1% всех футболистов берет взятки и не каждый журналист ведет репортажи обо всех играх, то удобный случай представится только для тех, кто именно в это время, находится в том месте, где ведется нечестная игра.

На появление удобного случая нельзя конкретно повлиять, но можно повысить вероятность его появления, воспринимая как можно больше потенциальных возможностей.

В рамках задач, которые нужно все равно обязательно выполнять (например, в качестве служащего) находятся часто аспекты или отправные точки для возможных тем или историй, которые можно прослеживать. Это часто теряется из виду при выполнении рутинной работы и, особенно в стрессовой ситуации.

Нахождение тем и историй зависит также от общих условий. Конкретно: играют роль время и финансовые возможности, а также политическая и правовая ситуации. Кроме того нельзя забывать о рабочей среде и личных мотивах: представляет ли конкретная тема или история интерес для коллег и главного редактора? Можно ли рассчитывать на их поддержку?

От этого зависит, есть ли вообще шанс на публикацию. С другой стороны, если шанса напечатать нет на работе, можно поискать и другие возможности применения: различные платформы в интернете, которые публикуют истории и темы такого рода и т.д. Совсем не обязательно публиковать статью под своим именем, можно взять и псевдоним. Следующие разделы главы содержат такие примеры.