Проступки и правонарушения, которые вредят общественности, происходят преимущественно за закрытыми дверями. Обнаруживать такие вещи, называть их своими именами, а также выдвигать на обсуждение недостатки и неудовлетворительное состояние публично является «общественной задачей» средств массовой информации. Так постановил в Германии федеральный конституционный суд, когда должно было решаться дело о законности акции обыска в ШПИГЕЛЕ в 1962 году и об упреке его в «измене Родине».
Осуществлять этот вид „Общественной задачи“ однако, более трудно и требует больше затрат, чем другая журналистская работа, ведь здесь приходится работать против целенаправленного сопротивления и барьеров. Эти препятствия или барьеры могут быть разной природы. Мы вернемся к этому в деталях в различных главах этой книги. Здесь же сначала — маленький обзор разнообразности барьеров. Их можно разделить на четыре типа (см. Рис. 6):
Тип 1 — это мероприятия противоположной стороны, той, о которой ведется расследование. Это могут быть различные виды сопротивления. Например, заинтересованные лица воздвигают «стену молчания»: никто ничего не говорит. Невозможно узнать ни слова, никакой информации. Или противоположная сторона напускает туман: фальшивую информацию, которая должна запутать журналиста. Или совершенно осознанно навести на ложный след.
Тип 2 касается юридических границ, которые установлены законами или решениями суда. Это могут быть правила, касающиеся личной жизни людей или также коммерческих и служебных тайн, например, налоговой тайны или тайны банковских вкладов. В Германии судьи должны решать в каждом отдельном случае: что здесь важнее: тайна, которая должна защищать одного человека, или право общественности (гражданского общества) на информацию об этой тайне? Чем гражданское общество будет прозрачнее, тем скорее (должны будут) суды решать в пользу «общественного интереса».
Тип 3 касается фактических барьеров, которые возникают от того, что разыскивающий журналист, только начинающий собирать информацию, проигрывает тому, у кого есть вся информация, но он не хочет её давать. Без указаний, где и как можно начинать поиск, это соответствует поиску иголки в стоге сена: почти бесперспективно. Однако: в гл. 3.3.4 (INLK setzen) мы показываем на конкретном примере, как с помощью определенной систематики можно всё же напасть на след.
Тип 4 относится к журналистам и их жизненной реальности: Это касается феномена конструкции действительности, который мы описываем в подробностях в главе 2.1. Это относится к таким психологическим феноменам как селективное восприятие. Оно может возникнуть из-за рутины при работе, недостатке времени или стресса, а также по другим причинам.
Для жесткого «инвестигативного» поиска важно понять, что эти барьеры хотя и неприятны, так как создают много работы, но на них нужно смотреть как на журналистское испытание. И именно об этом будет идти речь в главах со второй по седьмую: как можно преодолеть барьеры. Техника этого – не «высокое искусство». Она также не требует особенных способностей. Это ремесло, а ремеслу можно научиться.
Инвестигативный поиск покоится конкретно на трех столпах:
- Точные рассуждения о потенциальной цели расследования и возможные пути к ней, т.е. регулярное обдумывание различного образа действий,
- техника поиска,
- последовательная настойчивость, иначе говоря — трудоемкая работа по мелочам.
На рисунке 7 можно ещё раз увидеть все прежние связи в маленькой анимации: от противоположных видов журналистского репортажа до вопроса, как можно преодолеть четыре типа барьеров при расследовании до сих пор неизвестных реальных фактов и жизненных миров:
Эта веб-страница составлена следующим образом:
Глава 1: Принципиальные соображения по сюжету
Глава 2: Принципиальные способы подхода, т.е. принципиальные журналистские установки и действия при поиске
Глава 3: Конкретные стратегии поиска и техники расследования в деталях
Глава 4: Источники: где и какую информацию можно найти?
Глава 5: Информаторы и инициаторы расследования как источники
Глава 6: Как нужно обращаться с важными документами
Глава 7 пытается назвать некоторые конкретные отправные пункты, как начинать поисковые истории или как и где можно найти соответствующие «зацепки».