Счетная палата, будь то на земельном или федеральном уровне, исполняет обязанности финансового контролера расходования государственных средств, а также видит себя в качестве превентивного предостерегающего органа и советника. В ее обязанности входит проверка 1) соблюдается ли закон о бюджете и сам бюджет, 2) подтверждены ли доходы и расходы, 3) соблюдается ли учет на основе принципов эффективности и экономичности, и последнее, но не менее важное 4) эффективно ли реализуются государственные задачи на других уровнях и / или могут быть реализованы экономно.

Чтобы эффективно выполнять эти задачи по контролю, счетные палаты должны действовать независимо от политики – они обязаны придерживаться исключительно соответствующих законов. В этом смысле они не представляют собой обычные административные органы. Разумеется, аудитор-менеджер, подобно судье верховного суда, избирается соответствующими парламентами большинством в две трети голосов.

В принципе, каталог задач чётко изложен и регламентирован большей частью в так называемых бюджетных постановлениях земель, где также описаны структура и функции счетных палат. К регулярным задачам контроля могут относиться специальные проверочные задания, которые назначаются либо правительством земель, либо федеральным правительством, или которые вносятся на рассмотрение соответствующим большинством / меньшинством проголосовавших. Это по-разному регулируются в различных федеральных землях.

Исходя из объема проверок, рассматриваемая сфера деятельности (компетенция) простирается не только на непосредственное использование общественных поступлений от налогов в связи с государственными задачами, но и на их использование третьими лицами, если они действуют в самостоятельных целях. То же самое относится ко всем компаниям, которые имеют правовую форму частного предприятия (например, GmbH), и чей капитал находится в руках государства. Это затрагивает и компании, в которых государство участвует в той или иной (финансовой) форме (например, в связи с аутсорсингом или приватизацией). Поэтому сфера контроля может быть обширнее, чем обычно предполагают.

Поскольку счетная палата имеет контрольные функции, то кредитные и справочные институты обязываются с нею сотрудничать и подотчетны ей. Разумеется, это функционирует не всегда. Например, в 1980е гг. "финансируемое государством жилищное строительство" в Берлине поддерживалось огромными субсидиями; авторитетные бенефициары, в частности, амортизационный фонд (заказчик застройки) и подрядчики отлично поняли, что кто-то должен был делать это, тем более, что иначе нельзя: невозможно отказывать государственным контрольным инстанциям в любой перепроверке распределения дотационных денежных средств или умалчивать об издержках. Это стало возможным только потому, что имелось согласованное созвучие интересов между пресловутой заинтересованной стороной строительной отрасли и ориентированной на строительство политикой правительства. Вопреки декларируемой институциональной независимости, счетные палаты могут всегда рассматриваться только в контексте, который политика диктует как рамочные условия (подробнее см.: LUDWIG 1992: 126-164; LUDWIG 1995: 299-302).

О практических методах контроля и подходах к рабочему процессу счетных палат в отдельных случаях, в частности о процессе создания отчета о ревизии, можно найти справочные ссылки в Гамбургской счетной палате, которые в Интернете доступны по адресу: www.hamburg.de, ключевое слово "Rechnungshof", а также прочитать брошюру в формате PDF под названием "Счетная палата представляет себя".

Помимо этого, все счетные палаты, доступные через Интернет, имеют, как правило, последние годовые отчеты. Соответствующий список ссылок можно найти, например, на сайте www.rechnungshof.bremen.de, и ее можно просто кликнуть. Подробнее полезные ссылки на потенциальные источники такого рода см. на стр. 372 (глава 7).