1. Сеть Стивена Грея
  2. Эффект синергии в работе журналистской сети.

В раскрытии секретных полетов и планов ЦРУ по допросам с применением пыток изначально участвовали только отдельные журналисты, которые на тот момент не понимали, чему были свидетелями и что именно описывали. Первым подробно и взаимосвязано изложил эту организованную систему британский журналист Стивен Грей. Это оказалось возможным только потому, что ему удалось связать в единую сеть всех журналистов, которые в какой-либо форме расследовали этот случай. Все результаты он описал в своей увлекательной книге " Царство теней ЦРУ. Грязная американская война против террора" (432 страницы, Издательство DVA, 17,90€). В ней скрупулезно описаны все расследования и источники информации, а также те, кто ему при этом помогал.

Марко Хедингер, член редакции ansTageslicht.de посетил Стивена Грея в Лондоне и предоставил много дополнительной информации. Он полностью проанализировал сеть Стивена Грея.

Зима 2001/2002, Нью-Йорк/Вашингтон

После терактов 11 сентября 2001 года британский журналист Стивен Грей (газета Sunday Times, Лондон) отправляется в США для проведения расследования. 30 журналистов, включая независимых, получчают щадание вести расследование по всему миру. У журнала DER SPIEGEL на вооружении такая же группа журналистов.

Под интерес журналистов попадает только что открытый лагерь для военнопленных Camp X-Ray в Гуатанамо на Кубе. В вашингтонских журналистских кругах циркулирует слух, что этот лагерь является только верхушкой айсберга рассыпанной по всему миру тюремной системы ЦРУ, информацию о которой охраняют от мировой общественности.

Первое конкретное указание на это Грей получает от конгрессмена и спикера комитета секретной службы Питера Госса, который в августе 2004 года придет на смену подвергшемуся критике шефу ЦРУ Георгу Тенету. "Это называется "выдача преступников". Вы знаете это?", – говорит Госс в конце 2001 года. Взятие в плен и "выдача преступника" – очень эффективное средство, чтобы вывести человека из боя!

Следующий намек Грей получает от делового партнера ЦРУ, что даёт расследованию правильное направление, то же , что и заданное в 1972 году надежным информантом, получившим прозвище "Глубокая глотка", двум журналистами Washington Post, расследовавших Уотергейтский скандал. Он говорит: "Следуйте за деньгами!". Информтор – Грею (2002 год): "Присмотритесь к Гуатанамо, посматривайте на публикации. Вы увидите, что заключённые прибывают и убывают. Задайте себе вопрос, что с этими людьми происходит: куда их перевозят и как их перевозят?"

Грей пишет отчеты о международной деятельности по поиску Бен Ладена, грозящей иракской войне и т.д. Однако тема о тайной выдаче преступников не даёт ему покоя. При этом отдел расследований „Insight“ газеты Sunday Times располагает хорошим бюджетом, однако главный редактор хочет видеть регулярные результаты. Для того, что выполнить "норму", расследования на многие темы начинаются, но в очень редких случаях доводятся до полного завершения. Для темы "выдачи преступников" не остается свободных мощностей.

Осенью 2003 года Грей решает уволиться со своего места работы и становится свободным журналистом. Тема его расследования: "выдача преступников", о которой на данный момент почти ничего неизвестно: по всему миру опубликовано только 4 статьи. Здесь вы прочтёте, как тема "выдачи преступников" добралась до общественности.

Жертва программы по "выдаче преступников" рассказывает свою историю

Одним из первых, кто освободился из подобного заключения, был Махер Арар .

Грей находит его и расспрашивает о мельчайших деталях и обстоятельствах его похищения. В результате становятся известны мелкие детали о самолете, команде агентов сопровождения, маршруте и продолжительности полётов.

Самым важным в показаниях Арара явились детали описания полета. Арар мог наблюдать на мониторе маленького самолета, какие точки и в какое время они пролетали. В связи с этим, Грей пытается получить данные обо всех передвижениях самолетов в это временной период. Такой поиск возможен на основании Закона о свободе информации США: каждый гражданин имеет право увидеть почти все данные, сведения, документы и прочие материалы федеральных ведомств США. В данном конкретном случае Грей смог напрямую заказать всю информацию о тысячах полетов "в и из" США на сайте Федерального ведомства воздушного транспорта США FAA

При помощи специального программного обеспечения, которое используют следователи-криминалисты, органы государственной безопасности, секретные службы и другие подобные охранные учреждения, удалось корректно отфильтровать информацию: Грей смог идентифицировать самолет, который в указанный день побывал во всех аэропортах, о которых рассказывал в своих показаниях Арар. Доказательством участия ЦРУ это не является, однако точно соответствует показаниям Арара о маршруте самолета. История жертвы похищения приобретает правдоподобность.

17 мая 2004 года, Стокгольм/Лондон – первые публикации.

Для привлечения к своему расследованию достаточного международного внимания, Грей использует возмущение мирового сообщества фотографиями пыток в иракской тюрьме Абу Гхраиб, находящейся в управлении американской армии и ЦРУ. Он публикует свои первые выводы в заглавной статье в газете New Statesman: "Американский ГУЛАГ“.

Совершенно случайно в день публикации, журналистская команда шведского канала TV4 рассказывает в передаче Kalla Fakta об их расследовании участия Швеции в операции ЦРУ в аэропорту Стокгольма/ Бромма. Два египтянина были депортированы на родину группой мужчин в масках на частном самолете (Гольфстрим V).

К этому моменту шведские журналисты находятся на один шаг впереди. Они обнаружили регистрационный номер самолета N-379P в пакистанской газетной статье, а также разузнали название авиакомпании в США и даже смогли получить подтверждение делового участия в нем американского правительства. Как троим репортерам удалось это обнаружить, вы можете прочитать: здесь.

После 2,5 лет слежения за темой и одного года самостоятельного расследования в качестве свободного журналиста, Штефану Грею становится ясно, что шансы на раскрытие были бы выше, если бы журналисты сотрудничали и делились полученной информацией. Он летит в Стокгольм, чтобы подвигнуть команду Kalla Fakta на совместную работу. Они сразу соглашаются.

После этих двух публикаций опасность того, что ЦРУ быстро заметёт следы своего "Гольфстрима", увеличивается. Это опасение было оправданным. Журналисты к тому времени не знали, что еще год назад по Заявлению фирмы "Premier Executive Transport" регистрационный номер был изменен.

Теперь была необходима консолидация всей информации, а именно: данных о полетах Федерального авиационного агентства США, возможности проследить полеты через интернет (fboweb.com), так называемые "Planespotter", которые фиксировали некоторые частные самолеты, реконструкция мировых воздушных трасс персональной "Глубокой глоткой" Стивена Грея — его информатора в авиационной промышленности.

Использование всех возможных ресурсов приводит к получению обширной документации о почти всех передвижениях самолета "Гольфстрим V" с бортовым номером N-379P. Первая машина ЦРУ рассекречена.

Мальорка, Скопи, Кабул и обратно – по следам похитителей Аль Масри

После того, как Стивен Грей в своей статье „US accused of ‚torture flights’“ в газете Sunday Times (14.11.2004) даёт понять, что он владеет бортовыми журналами самолетов ЦРУ, с этой информацией захотели ознакомиться СМИ по всему миру. Штефан Грей сознательно придерживает материалы: другие не должны изобретать новые истории и подгонять их под данные о полетах. Наоборот, он хочет на основании этих данных определять и отслеживать судьбу жертв программы. Именно такая стратегия должна играть решающую роль в описании случая Халеда Аль Масри.

Команда Kalla Fakta выходит на горячий след предприятия "Premier Executive Transport". Они владеют, наравне с маленьким самолетом "Гольфстрим" (бортовой номер N-379P) также и другой машиной – Боинг 737 (бортовой номер N-313P ) (на подлете в Пальма де Мальорка). Обе фотографии, ссылки на которые мы публикуем, показывают оба сомнительных самолета ЦРУ с соответствующими бортовыми номерами.

Аль Масри был похищен ЦРУ в начале 2004 года из города Скопи в Македонии и вывезен в Афганистан, а через полгода освобожден по причине "ошибочного задержания", также сообщил конкретные детали своего недобровольного перелёта через Багдад в Кабул. С помощью этой информации, стало возможным восстановить маршрут полета Боинга N-313P и опубликовать в газете "New York Times" New York Times. Это было решающим фактором для подтверждения достоверности показаний жертвы.

При реконструкции этого случая Грей обнаруживает еще один след, который ведет напрямую к похитителям: Боинг прилетел в Скопи с Пальма-де-Мальорка и вернулся туда обратно после "миссии" в Кабуле. В поиске на этом прекрасном острове Грею помогал испанский репортер газеты Diario de Mallorca Митиас Валлес. Группа захвата ЦРУ расположилась в элегантном гольф-отеле "Mariott Son Antem": судя по всему, чувствовали они себя великолепно, посещали дорогой бар, звонили родным, оплачивали все картами American Express и подписывались подставными именами.

Статья Валлеса об определенно систематических промежуточных остановках похитителей на острове Мальорка, запустила механизм политического расследования. Журналисты Джон Гетц и Волькер Штайнхофф (тележурнал panoramaARD ), в сотрудничестве с Грейем использовали комментарии о похитителях, данные испанской прокуратурой для дальнейшего расследования.

Джон Гетц, в Германии в такой же степени дома, как и в США, разыскивает в Америке людей, чьи имена использованы для псевдонимов: в их родных городах и домах. Этот фильм вы можете посмотреть здесь: panorama.

Факты, добытые командой тележурнала panorama, становятся для мюнхенской прокуратуры основанием для международного распоряжения об аресте похитителей из ЦРУ. Однако, создается впечатление, что агентам ЦРУ нечего опасаться. В феврале 2007 года журналисты решают выяснить, что произошло с ордерами на арест, всплывают несоответствия в продвижении дела о розыске преступников. Каким образом политики обходят проведение розыска, вы можете увидеть в репортаже panorama здесь.

Команда журналистов-расследователей газеты New York Times (NYT), в сотрудничестве с Греем, идет по следу с Мальорки и ведет расследование в направлении подставных фирм ЦРУ, стоящих за самолетами. Журналист NYT Маргот Вильямс устанавливает, что личности похитителей (псевдонимы) создавались в 90-х годах и вскрывает всю сеть замаскированных объединений ЦРУ: вырисовывается цепочка столкновений интересов в работе многочисленных авиакомпаний, отправлявших самолеты по всему миру по заказу ЦРУ. Причиной этому являются люди, чаще всего работающие по совместительству во всех фирмах на высоких руководящих должностях и, чья почта поступает на небольшое количество абонементных почтовых ящиков.

Раскрытие флота

Накапливается все больше и больше данных о программе "специальной экстрадиции". Грей собирает все материалы воедино и составляет, как настоящий розыскник, "профиль преступника" для подозрительных самолетов. Это самолет, имеющий разрешение на посадку на любой военной базе США, летающий в типичные для борьбы с терроризмом места типа Гуантанамо, Кабул или Багдад и пребывающий в аэропортах одновременно с другими самолетами ЦРУ – выбор сужается.

Журналисту удается идентифицировать 25 самолетов как машины ЦРУ. Кроме этого вскрывается, что и различные другие самолеты были время от времени зафрахтованы Правительством США и использованы ЦРУ для ведения программы по выдаче преступников. Шансы на доверие бывшим жертвам растут с каждым самолетом, которые устанавливает Грей. (вы можете самостоятельно изучить список самолетов британского журналиста).

«Где много гончих, там зайцу смерть»

Стивен Грей с самого начала понимал, что одному журналисту будет очень сложно раскрыть замыслы такой могущественной службы, как ЦРУ в отношении строго засекреченной программы. Он сам получил основную информацию через тщательное изучение лётных журналов. Этой информацией он поделился с теми коллегами, которые имели лучшую возможность для расследования на местах и через местные контакты быстро получали новые подробности.

Грей осознал необходимость построения международной журналистской сети, в которой конкуренция СМИ и профессиональное журналистское тщеславие играет второстепенную роль. Через него, как через согласующее устройство, происходил эффективный обмен всей важной информацией между Европой и США. Без подобного объединения журналистов было бы невозможно вынести на белый свет международную сеть полетов самолетов ЦРУ и программу выдачи преступников.

(hed)