Как и все люди, информаторы все разные настолько, насколько можно себе представить. Это определяется тремя факторами: индивидуальный тип характера, мотивация и специфические интересы в стандарте жизни и в работе потенциального информатора. При создании возможных комбинаций выявляется типология, как показано на рисунке 15: она описывает возможные типы осведомителей   – от бурного самовыдвиженца на одной конце шкалы до скрытых незаинтересованных на другом.Соответствующим образом формируются градации сложностей и издержек по созданию таких информаторов, общению и сотрудничеству с ними. Поэтому при определенных обстоятельствах, собственная готовность оставаться верным профессиональным нормам или профессионально-этическим принципам может убавляться с возрастающей степенью сложности.В крайнем случае, когда осведомитель и его информация становятся необходимыми для расследования, и только давлением или похожими методами можно заставить ключевого свидетеля сотрудничать, возникает ситуация, в которой каждый должен сам решать, как поступать.

Гораздо важнее, чем явная типология, которая может дать только грубое представление о множестве управляемых ситуаций, являются конкретные ситуации, которые могут быть намного сложнее. И с этим нужно считаться. В частности, нужно знать личную ситуацию осведомителя и его жизненную и рабочую ситуации, сферу интересов, чтобы понять кого-то в отношении своих собственных (информационных), целей и потребностей в защите. Журналист должен действовать по ситуации.

Подробнее можно выделить семь соответствующих факторов, которые определяют индивидуальные ситуации с точки зрения информатора:

  • Степень готовности предоставить информацию. В принципе возможны три случая: 1) кто-то хочет ее предоставить, 2) кто-то, в принципе, не хочет, но его можно убедить, 3) кто-то не хочет ни в коем случае.
  • Ноу-хау, как лучше всего это сделать в собственных интересах. Есть люди, которые уже много раз делали это и знают, на что надо обращать внимание. С другой стороны, много потенциальных информаторов чувствуют, что к ним предъявляют завышенные требования, так как на самом деле не находят поддержки на своей стороне (семья, друзья, знакомые).
  • Степень решимости, чтобы это осуществить. В конечном итоге необходима сила и решимость все это доделать до конца. Часто потенциальные информаторы под конец, все же раздумывают сотрудничать и это вполне понятно.
  • Основной мотив. То, как корыстные интересы выступают против общественно-полезных мотивов, или степень инструментализации одного журналиста в сравнении с поведением информатора, действующего по убеждению, обсуждалось в деталях, и т.д. в главе 2.5 (ср. стр. 69 и далее). Тип и сила мотивации имеют значимое влияние на все, что в конечном счете делает информант.
  • Свобода действий, которой располагает осведомитель. Чем "выше" и чем более неоспоримо положение и влияние в пределах системы, тем больше не только постоянной свободы действий в принятии решений и/или высказывания мнений, а также формальная и неформальная степень свободы, стать информатором средств массовой информации, действуя открыто или тайно.
  • Актуальность необходимой информации и / или материалов.
  • Степень риска, которому подвергнется потенциальный информатор в случае сотрудничества.
 Это то, что касается сферы информаторов. Это важная сфера, так как решение о том, будет ли потенциальный информатор фактическим информатором, принимается исключительно на этом уровне — независимо от искусства разговаривать и переубеждать или других материальных предложений со стороны журналиста или СМИ.
типология информаторов

Рис. 15: Зависимость издержек журналиста от типологии информаторов (PDF)

Эти взаимосвязи нужно все время подчеркивать: Есть (как правило) два совершенно разных мира, т. е. сферы жизни и опыта, которые со временем сотрудничают друг с другом. Поэтому неизбежно, что журналист должен проникнуть в мир жизни и опыта информатора, т.е. понять его. Он должен видеть и понимать специфическую ситуацию своего потенциального "партнера", предлагать даже сомнительные альтернативы или решения, идти на переговоры, в которых осведомитель может увидеть выгоду для себя, завоевывать его доверие. Меры по укреплению доверия, следовательно, являются важнейшим законом при журналистском контакте с информаторами. И только с этой точки зрения можно понять в разделе 5.4.2 (ср.: со стр. 325) рекомендованные советы и указания о том, как иметь дело с информаторами и способах защиты их безопасности.

Только с 7 названными факторами, по которым можно определить специфические  ситуации информатора, можно придумать около 130 соответствующих комбинаций дела, которые требуют от журналистов единственно правильного действия. Каталог, содержащий каждую конкретную ситуацию и  ссылки на них, был бы слишком обширен. В этом нет необходимости. Таблица на сайте www.recherchieren.org  демонстрирует пример первого случая (в случае: информаторы хотят в принципе дать информацию) и возможные ситуации в деталях.

Если держать в поле зрения все важные взаимосязи, а именно на уровне систем, из которых приходят информаторы,  а также охраняемую сферу интересов информаторов, то из них будут сами сабой вытекать те инструкции и рекомендации, которые необходимы именно в этой специальной ситуации.

Сначала, однако, здесь предусмотрен раздел 5.3, в котором речь пойдет как о 1)позиции, так и о 2) защите источников информации с чисто юридической точки зрения. То, что закон и судебная практика предусматривают права и обязанности, т.е. в законодательной правовой плоскости, являются базисом, на котором будут строиться дальнейшие рекомендации и указания в разделе 5.4.