«В 1989 году только официально разрешенный экспорт особых отходов в соседние европейские страны, включая ГДР составил: из Западной Германии – 520 тысяч тонн, Голландии – 250 тысяч, из США – 141 тысяча, из Швейцарии – 110 тысяч и из Австрии – 90 тысяч. К этому нужно прибавить ещё и гигантское количество неучтённых объёмов. Этот экспорт был ни официальным, ни нелегальным, так как запрет на экспорт ещё не был принят. ……» (Andreas Graf BERNSTORFF 2008).

Ноябрь 1990

Румыния

В Румынии была учреждена фирма Монтана С.А.- как совместное предприятие гражданина Румынии Александра Дан и бельгийца Эдуарда Леджой. Однако это не было официально зарегистрировано. «Нелегальная фирма», так зазвали ее позднее в криминальной полиции Бухареста. Основатель фирмы Дан был родом из маленького румынского городка Меркурия Сибилиулиу и был заведующим складом государственного имущества в округе Сибиу, Леджой работал раньше в Австрийских авиалиниях.

1991 год

Место действия Саар и Франция

Скрывается от полиции предприниматель и спекулянт отходами Хайнц-Вернер Хельмке. Его фирма Tyre Recycling Industries TRI (юридический адрес – Санкт Ингберг, федеральная немецкая земля Саар) через маклера перенимает 100 тонн высокоядовитых, частично двадцатилетней давности, отходов из Равенсбурга и Дюссельдорфа. 168 двухсотлитровых емкостей тайными путями переправляются во Францию и прибывают на нелегальную свалку подержанных автомобилей и автопокрышек в Мозеле. Обеспокоенные местные жители заявляют об этом властям. На слушании дела в земельном суде, Хельмке, в его отсутствие, приговаривают к денежному штрафу в размере 15 тысяч евро и одному году тюремного заключения.

Август 1991

Доставленные Хельмке грузы однозначно классифицируется французской и саарской криминальной полицией как ядовитые отходы.

Сентябрь 1991

Гамбург

В суде низшей инстанции Гамбурга впервые привлекается к ответственности Питер Шмитц. Владелец фирмы U. Schmitz Industrie Service в Ботропе, зарабатывающий на жизнь спекуляцией отходами, осуждается за нарушение Закона о контроле за оружием и военной техникой ФРГ. Он планировал незаконную поставку вертолетов в Иран.

Сентябрь 1991 по Май 1992

Длившееся несколько месяцев расследование Гринпис выявило: Спекулянты отходами Вольфганг Пельгер, Юрген Хольц и Александру Дан организовывали перевозку как минимум 2000 тонн ядовитых отходов (инсектициды, пестициды, остатки лаков, загрязненные растворители, крысиный яд и другие токсичные промышленные отходы) из прежней ГДР в область Румынии – Трансильванию. Отходы доставлены в округ Сибиу. Были обнаружены 8 нелегальных мест для хранения отходов. Ответственные за это – спекулянты из Западной Германии и их румынские деловые партнеры.

Октябрь 1991

Саар

Einen weiteren Teil von HELMCKEs Fuhre, rund 80 Tonnen Giftmüll, beschlagnahmt die saarländische Kripo in Merzig/Saarland

Еще одна часть грузов Хельмке, приблизительно 80 тонн ядовитых отходов, конфискована криминальной полицией Саара в городе Мерциг.

7.октября 1991

Бонн

Советник румынского посольства в Бонне Василь Кроицу выдает для транспортировки ядовитых отходов экспедитору Юргену Хольцу блестящее сопроводительное письмо. Господин Кроицу обращается в нем к румынским таможенным и пограничным ведомствам с просьбой пропустить как можно быстрее «Грузы помощи» от фирмы Speed Хольца. Пестициды являются даром от «Firma Treuhand» . Под этим именем подразумевается учреждение, которое, после развала ГДР, продавало бывшие государственные предприятия западным предпринимателям.

Ноябрь 1991

Дрезден

Фирма «Technogem Dresden», дочернее предприятие лондонской Technogem Ltd. прекращает свое существование. Она была основана, как фиктивная фирма Юргена Хольца, чтобы давать дрезденской экспедиторской компании Speedy поручения по отправке в Румынию старых пестицидов и промышленных отходов. Speedy осуществляла перевозку грузов через субподрядчика. Коммерческий директор Speedy: Юрген Хольц, бывший внештатный сотрудник Штази (службы государственной безопасности ГДР). Speedy и Technogem находились до той поры по одному и тому же юридическому адресу.

1992

Берлин

Румынский турист передает в восточно-берлинское бюро Гринпис письмо читателей одной местной газеты Германнштадта (Сибиу). В нем ученые (химики и медики) выражают опасения последствиями утилизации отходов стран Евросоюза внутри Румынии. Наименование фирмы не называется. Письмо подшивается Гринпис в раздел «Экспорт ядовитых отходов».

Осведомитель обращается по автомобильному телефону в отделение Гринпис в Берлине. Звонивший оставляет свой телефонный номер. Он утверждает, что 2000 тонн старых пестицидов из федеральной земли Саксония (бывшая ГДР) должны быть отправлены в Румынию. Перевозка уже началась. Мотивы звонившего, который изначально участвовал в этом проекте, ясны и обозначены, как поступок, совершаемый из мести.

16 марта 1992

Гессен

Почти синхронно Гринпис выслеживает хранимые в железнодорожном депо Гессена старые пестициды, лаки и краски. Это часть пропущенного груза из Мерцига (спекулянт отходами Хельмке), всплывшего в Гессене после ночевки на складах вокзала Гунтерсхаузен, вблизи Касселя. Агент Гринпис Андреас граф Бернсдорф обнаруживает эти нелегальные склады промежуточного хранения и извещает о них гессенские органы власти. В отличие от своих коллег из Саара, чиновники федеральной земли Гессен, где руководит первый министр охраны окружающей среды Германии Йошка Фишер (партия «Зеленые»), незамедлительно прекращают «опасную Одиссею ядовитых отходов». Сделанные Гринпис материалы попадают в эфир выпуска новостей ZDF (Второе германское телевидение). Экспорт приостановлен.

Саксония-Ангальт

Гринпис вступает в конфликт с предпринимателем Питером Шмитцем, которому принадлежат складские помещения в саксонском Дэре, где хранятся более 5000 емкостей со старыми пестицидами. Размещенные на картофельном складе ядовитые отходы ожидают своей отправки в Египет. Гринпис подъезжает на грузовике. Надпись на грузовике: «Прямая защита окружающей среды». В то время как Гринпис охраняет ядовитые отходы, появляется приглашенная пресса. Заголовок в крупной бульварной газете «Бильд в воскресенье»: «Теперь фэргэшники отравляют Восток».

Март 1992

Саар

Саарские органы власти отдают Хельмке конфискованные в октябре 1991 года ядовитые отходы, объявляя их снова обычным товаром. Причина: Хельмке предъявляет разрешение на импорт – сомнительный румынский документ. Его румынские партнеры позаботились об оформлении разрешения в Министерстве торговли и туризма в Бухаресте. В начале марта все емкости вывозятся из Мерцига на грузовых автомобилях с румынскими номерами.

1 апреля 1992

Гессен и (остров) Зильт

В гессенской специальной мусоросжигательной установке Города Бибесхайм начинается уничтожение конфискованных ядовитых отходов — счет выставлен фирме Хельмке (TRI из Санкт Ингберта). Предположительная стоимость уничтожения отходов – 325 тысяч евро. Немногим позднее, Хельмке арестовывают на пляже Зильта. По подозрению в многочисленных случаях мошенничества он помещен в тюрьму предварительного заключения в Саарбрюккене.

Май 1992

Румыния

20 тонн ядов в 99 емкостях, переправленных Хельмке в Румынию, были конфискованы в румынском округе Сибиу после того, как активист Гринпис Бернсдорфф проинформировал местные органы власти по охране окружающей среды. Румынские сыщики говорят: «До того момента, как пришел Гринпис, мы не имели никакого понятия о том, что здесь происходило».

При помощи справочной службы, Бернсдорфф находит имя и телефонный номер спортивного обозревателя немецкоязычной газеты Германнштадта в Сибиу (Румыния). Журналист не знает ничего об экспорте отходов, однако советует обратиться к его жене, журналистке, пишущей для газеты «Карпатское обозрение». Этот источник оказался прямым попаданием.

Бернсдорфф встречается с румынской журналисткой в Хайдельберге. Они обмениваются информацией и укрепляются в подозрении о крупномасштабном экспорте ядовитых отходов из Германии.

Активист Гринпис делает вывод о коррупции на очень высоком уровне: замешаны местные и федеральные органы власти, а также таможенные и пограничные службы.

Бернсдорфф вступает в контакт с неизвестным звонившим. Он расспрашивает его о пунктах, откуда грузы выходят на экспорт. Информант рассказывает об удобных для экспорта складских помещениях на территории области в Саксонии – район Фогтланд.

Саксония

Работающий журналистом 30-тилетний следователь Гринпис, маскируется под молодого предпринимателя и торговца отходами и получает на время расследования быстрый БМВ. Под этим прикрытием, он внедряется в преступную среду спекулянтов отходами.

Для обеспечения его безопасности, о расследовании была поставлена в известность криминальная полиция Саксонии. Сотрудник Гринпис хочет оповещать полицию о своих местоположениях так часто, как это будет возможно.

Три дня уходят у переодетого «предпринимателя» на то, чтобы отыскать подходящие для хранения «химикатов для защиты растений» помещения. Найдено им три потенциальных склада. Все три – пустуют и это не интересно. Затем – прямое попадание. Один из преступников попадается на удочку. Технический директор текстильной фабрики из Оберлунгвитца поблизости от Хемница Хеннинг Б., готов сдать нашей «подсадной утке» помещения для склада. Осмотр помещения в саксонском Фогтланде возможен только в следующий понедельник, после отправки грузов из него в Румынию, сообщает Хеннинг Б. Франк Брендель, замаскированный под предпринимателя сотрудник Гринпис, стоит на своем — он хочет немедленно осмотреть помещения.

Когда активист Гринпис заходит в помещение, его сражает зловоние, исходящее от поврежденных емкостей со старыми пестицидами. Здесь находятся более 40 контейнеров из ГДР с различными химикатами для сельского хозяйства. При осмотре помещения, он читает на негерметичных, протекающих бочках адрес получателя «Александру Дан» из румынского Германнштадта. В тот момент ему это ни о чем не говорит.

Уполномоченный сотрудник Гринпис уверен, что в Саксонии найдутся и другие подобные склады, однако, из воображений безопасности, выходит из игры. Его подробный отчет вы можете прочитать здесь: "3 недели под прикрытием"

Саксония

Активисты Гринпис направляются на машине в Саксонию и занимают позицию перед складом в Оберлунгвитце. С ними транспарант: «Нет экспорту ядовитых отходов! Гринпис». Они должны сообщить, когда машины с отходами направятся в сторону Румынии и последовать за ними.

12 мая 1992

Два грузовика, наполненные бочками с ядовитыми отходами, покидают территорию склада в Оберлунгвитце и направляются в сторону ЧССР. При помощи СМИ активистам Гринпис удается, по причине неполных документов на перевозку грузов и фальшивых деклараций, остановить грузовики с отходами на немецко-чешском пограничном пункте Шенберг

Пограничная полиция вызвана, а проинформированные журналисты снимают на камеру развернутый плакат.

Полиция признает плохое состояние цистерн с пестицидами веской причиной для остановки груза.

В вечернем выпуске новостей обсуждается транспортировка ядовитых отходов: «Гринпис раскрыл: немецкие ядовитые отходы должны были быть перевезены в Румынию».

Хайдельберг

Из телефонном разговора с водителем грузовика Бернсторфф узнает адрес получателя – товар направляется к Александру Дан. Это уже известно. Водитель дает подробное описание маршрута до пункта назначения Меркурия Сибиулиу (Ройсмаркт).

Бернсторфф поучает информацию от своих контактов в Зибенбюрген, что Александу Дан управляет складскими помещениями бывших колхозов.

Румыния

Бернсторфф для начала едет в Германнштадт. Еще в 8 местах этого района находит он хранящиеся ядовитые отходы из Германии: на складах, в подвалах и на открытых площадках.

Теперь Бернсторфф ездит вместе со съемочной группой Гринпис. В сопровождении румынской полиции, они снимают все найденные места хранения ядовитых отходов.

БиБиСи транслирует фильм по всему миру. Румынское правительство обвиняет Гринпис в желании подорвать репутацию страны.

Любительская фотография ядовитых отходов в цветущем яблоневом саду, обошла весь мир.

Май 1992

Александру Дан задержан в Румынии с 80 миллионами лей (почти полмиллиона немецких марок) и позднее осужден к 3 месяцам тюрьмы.

26 мая 1992

Министр окружающей среды Германии обещает в Дюссельдорфе своему румынскому коллеге Марсиану Блеау, что лично сопроводит груз обратно в Германию.

Июнь 1992

Жители городка Меркурия Сибиулиу, неподалеку от Гемананнштадта (Сибиу) протестуют против захоронения отходов в их населенном пункте, они баррикадируют Европаштрассе и тормозят два часа уличное движение.

Делегация немецких экспертов Саксонии и Саар посещают Сибиу и Бухарест и осматривают все восемь нелегальных свалок. Их мнение: «Здесь хранятся отходы, которые должны быть утилизированы в соответствии с законами по охране окружающей среды». Вывод понятен: 2000 тонн ядовитых отходов должны быть транспортированы обратно отправителю, как это предусмотрено международным Соглашением по контролю за внешними перевозками 1990 года.

7 сентября 1992

В городке Меркурия-Сибиулиу состоялся визит на крестьянский двор, снимаемый фирмой Монтана С.А.: активист Гринпис Бернсдорфф, городской глава и местный полицейский реквизируют 2 бочки со склада. Грузовик Гринпис должен перевезти их обратно в Германию – символический акт, который должен подчеркнуть ответственность немецких органов власти.

9 сентября 1992

Сотрудники Гринпис производят дальнейшую погрузку емкостей с ядовитыми отходами, находящихся на нелегальной мусорной свалке с Сибиу: одетые в защитную одежду и противогазы, они забирают по одной или две цистерны с каждой из восьми мусорных свалок. Место назначения груза — Бонн, Министерство охраны окружающей среды (для Министра Тепфера!).

16 сентября 1992

Саксония

Символический обратный груз Гринпис переезжает через границу в районе западно-немецкого города Боден и останавливается немецкой пограничной полицией.

Дрезден: После переговоров с правительством земли Саксония установлено: Товарообмен Гринпис расценивается как импорт отходов, для которого необходимо заключить соответствующий договор. Андреас Бернсторфф, сопровождающий 12 тонн ядовитых отходов, не признает это решение и терпеливо ожидает на границе.

Гринпис требует обратной отправки груза и его, выполненной по всем правилам, утилизации в Германии. А так же международного запрета на экспорт ядовитых отходов из развитых индустриальных стран в страны третьего мира, и создание в странах средне-восточной Европы и Центральной Азии организаций, следящих за изменениями и исполнением этих законов.

Федеральное правительство Германии по мнению Бернсторффа «остается бездейственным, юлит и пытается сменить тему».

Бонн

В Бонне происходит встреча Министров окружающей среды 16 федеральных земель Германии с федеральным министром Клаусом Тепфером, где обсуждается неприятная тема экспорта ядовитых отходов. На заключительной пресс-конференции поздно вечером Министр Тепфер не принимает политическую ответственность за экспорт емкостей с ядами в Трансильванию. Кроме того, за 12 тонн отходов, находящихся на грузовом транспорте Гринпис, ответственны власти федеральной земли Саксония.

18 сентября 1992

Место действия — Саксония

Грузовик Гринпис с ядовитыми отходами все еще стоит на границе. Задуманное Бернсторффом «политическое требование на колесах», тем не менее, не приносит должного результата. Грузовик с отходами называется в местной прессе памятником мусору. Мэр города Хемниц приказывает: Гринпис обязан в течение 24 часов доставить ядовитый груз на промежуточное хранение в город Меране, где уже 4 месяца стоят другие фуры, отправке в Румынию которых Гринпис помешал в Шенберге в мае.

Яды должны остаться на автостоянке бывшего восточногерманского предприятия, так как в Бонне никто не занимался разработкой концепции для утилизации отходов. Бернсдорфф возражает против подобного действия: «Без ответа из Бонна об этом не может быть и речи». Груз, находящийся в Шенберге, пока не сдвинется с места.

Конец сентября 1992

По запросу активиста Гринпис Бернсдорффа, федеральная земля Гессен высказывает готовность принять половину немецких ядовитых отходов из Румынии и разместить их на мусорной свалке города Унтертаге. В тот же день министр Тепфер распоряжается убрать с границы транспорт Гринпис.

24 сентября 1992

В 16 часов дня две дюжины полицейских оцепляют транспорт Гринпис. На прицеп, где 11 активистов Гринпис приковали себя к бочкам с химикатами, при помощи специального оборудования забираются пожарные. Начинает работать резак, чтобы по одному освободить гринписовцев. Механики выдалбливают замок зажигания и замыкают накоротко автомобиль. Через 3 часа все окончено. Прицеп с ядовитыми отходами прикрепляют к другому тягачу и доставляют в город Меране.

Январь 1993

Румыния

Вторая операция: Высока степень опасности, что при таянии снегов отходы из лопнувших бочек заразят почву. При помощи собственного оборудования, Гринпис убирает загрязнение.

Бухарестское правительство выражает Гринпис благодарность.

1 февраля 1993

Гринпис ставит Министру Тепферу ультиматум: организовать до 15 февраля обратную поставку из Румынии всех пестицидов. Угрожая самостоятельно привезти отходы обратно на территорию Германии, защитники окружающей среды начинают свою собственную большую зачистку мест захоронения.

14 февраля 1993

Клаус Тепфер информирует Гринпис о том, что распоряжение о транспортировке 450 тонн ядовитых отходов обратно в Германию – отдано. Эти особенные отходы должны быть подвергнуты профессиональной специальной переработке.

11марта 1993

Бризантный груз: Грузовой состав длиной 1,3 км, груженый пестицидами германского происхождения, отправляется обратно в Германию. Наконец-то…

Успешное дело: акция Гринпис находит отклик и внимание действенной общественности.

Гринпис получает много приглашений от Высших школ полиции, земельных министерств охраны окружающей среды, министерства иностранных дел, а также объединений утилизаторов отходов.

И теперь тема «Экспорта ядовитых отходов» поднимается в печатных средствах массовой информации, например в еженедельной газете «Время» (1 сентября 1995 года): Giftküchen auf Sparflamme

Вот теперь дело доведено до конца.

(MH)