Середина 80-х годов

Все чаще в средствах массовой информации многих стран мира появляется информация о том, что ядовитые отходы их развитых индустриальных стран регулярно «экспортируются» в более бедные страны. Понятие «Экспорт отходов» обошло весь мир.

Как показывают расследования Гринпис, то, что в единичных случаях становится известным, только верхушка айсберга.

1986

Поиски со стороны Гринпис также показали, что на текущий момент «рынок» ядовитых отходов составляет по всему миру более чем 163 миллиона тонн.

Август 1986 — мировой океан

Грузовое судно „Khian Sea“ из Филадельфии (США) находится в пути с целью найти место выгрузки для 14 тысяч тонн ядовитой мелкой пыли – продукта сжигания мусора. Багамы, Доминиканская республика и другие страны отказали в приеме груза. Гринпис наблюдает за судном и своевременно ставит в известность органы власти, чтобы предотвратить выгрузку отходов. Вот уже 27 месяцев морские спекулянты отходами пытаются осуществить сброс груза повсюду, где причаливают. После того, как им удаётся выгрузить часть груза на Гаити, оставшуюся часть они захаранивают, по словам капитана: «где-то между Суэцким каналом и Сингапуром». Где конкретно была погребена ядовитая пыль, на морском дне или на одном из берегов, неизвестно до сих пор.

1987

Гринпис начинает кампанию против экспорта ядовитых отходов. Цель: международный запрет на экспорт!

Благодаря собственным расследованиям, а также множеству документальных фильмов и публикаций в СМИ, негосударственная общественная организация (NGO) Greenpeace становится международно-признанным экспертом по экспорту ядовитых отходов.

1987 по 1989

Гринпис бдительно следит за ходом переговоров о Базельской конвенции: 35 государств, а также страны Евросоюза согласовывают мероприятия по контролю и обязыванию к возврату партий ядовитых отходов. Однако, развитые промышленные страны не хотят вводить всеобщий запрет на экспорт в страны с заниженными стандартами охраны окружающей среды. В том числе и ФРГ, которую представляет Министр окружающей среды Клаус Тепфер (ХДС). Напротив, Гринпис настаивает на всеобщем запрете на экспорт. Несмотря на неутешительные результаты переговоров, организация по охране окружающей среды решает начать мировую акцию против экспорта ядовитых отходов.

1990

Большое количество ядовитых отходов прибывает из Германии в Польшу: теперь, когда пал железный занавес, мусорный бизнес идет еще лучше, чем раньше. Однако, проведённое Гринпис расследование, заставляет польское правительство изменить существующие законы касательно импорта ядовитых отходов и усилить контроль на границах.

Октябрь 1991

Гринпис известно о более чем 1200 случаях попыток или успешных сделок экспорта ядовитых отходов: вся информация собирается в одной базе данных.

Февраль 1992– Албания

Комиссия Евросоюза призывает Министерство иностранных дел Германии и Министерство по охране окружающей среды и безопасности ядерных реакторов, озаботиться немецкими ядовитыми отходами в Албании. Мировой лидер экспорта Германия и туда тоже старательно «навывозил». И албанская партия «Зеленых» обращается к Министерству окружающей среды Германии с просьбой заняться этим вопросом. Они обращаются также и в офис Гринпис в Амстердаме.

Октябрь 1991 – июнь 1992

Ганноверская фирма „SCHMIDT-CRETAN GmbH“ отправляет железной дорогой и грузовыми автомобилями ядохимикаты для защиты растений в Албанию. Они были произведены в ГДР в промежуток с 1985 по 1987 годы. В объединенной Германии эти средства не разрешены. В Албании обнаруживаются старые пестициды в объеме около 480 тонн. Высокоядовитые вещества линдан, трицилин и фализан задекларированы, как гуманитарная помощь и должны быть использованы в сельском хозяйстве. Гринпис известно, что стоимость утилизации в Германии — от 4000 до 5000 евро за тонну и общая сумма составляет около 2 миллионов евро. В противоположность этому, экспорт почти ничего не стоит.

Гринпис снова и снова требует от уполномоченных немецких министерств, перевезти ядовитые вещества из Албании обратно в Германию. Клаус Тепфер сообщает албанскому министру здравоохранения – что он не может ничего сделать, это не в его компетенции.

Май 1992 — Румыния

В Румынии "всплывают" 2000 тонн пестицидов из Германии. Из них 465 тонн в районе Сибенбюрген. Гринпис обнаруживает яды в катастрофических условиях хранения — в бочках, а также в нестойких картонных коробках и оплетенных корзинах. Уже явно заметно заражение грунта и, соответственно, грунтовых вод. Дальнейшее воздействие климата – жары и холода – на ёмкости, грозит тотальной катастрофой.

В это время начинает действовать Базельская конвенция. Между тем, мировой лидер экспорта отходов Германия по прежнему противится полному запрету экспорта ядовитых отходов. Однако 88 стран, подписавших конвенцию, уже принимают данный запрет.

Сентябрь 1992

Вследствие летаргии немецкого правительства, Гринпис берет вывоз ядовитых отходов из Румынии в свои руки. При огромном внимании СМИ огранизация планирует и осуществляет большую и политически эффективную акцию «Конец мусорных миллионов».

План содержит многоступенчатую акцию. Организатор кампании Андреас Бернсторфф — активист Гринпис. Отчет о его работе: "Отчет о расследовании дела о ядовитых отходах"

  • Гринпис внедряет в окружение мусорных спекулянтов одного смелого журналиста, который должен отыскать ядовитый «товар», хранящийся пока ещё на территории Германии. Это удается. Как происходило внедрение и какие действия предпринимал журналист, вы можете прочитать здесь: "3 недели под прикрытием"
  • Следующий шаг — остановка закамуфлированного грузового транспорта на границе — Гринпис извещает СМИ.
  • Румынские защитники окружающей среды также начинают бороться с импортом…

Албания

Раду Гретан, коммерческий директор ганноверской фирмы SCHMIDT-CRETAN продолжает заниматься тем же делом в нескольких метрах от своего старого места работы, но в фирме с новым названием. Скрываясь от ганноверской прокуратуры, он строит новые ангары и заключает, по крайней мере, один новый договор. 54 тонны старых пестицидов, производства ГДР, должны быть завезены с территории Германии в Албанию. Албанские органы власти предупреждены о плохом состоянии перевозимых грузов и замечают, что химикаты не пригодны для использования и их сроки хранения давно истекли.

Одна часть груза отправляется албанскими властями назад и по постановлению немецких органов власти утилизируется в Германии как ядовитые отходы.

Октябрь 1992

Гринпис регистрируют около 400 цистерн с ядами в порту города Дуррес, в городах Милот и Тирана. Общественность вперые узнает о ядовитых отходах из Германии от преставителей властей Албании. Они принимают от Гринпис приглашение приехать в Брюссель. В присутствие представителей СМИ они призывают Министра окружающей среды Европейского союза в будущем реагировать подобающим образом, что означает- согласование запрета на экспорт.

Ноябрь 1992 — Пириаполис (Уругвай)

На первой, после предварительных переговоров 1987-1989 годов, конференции стран участников Базельской Конвенции не был достигнут прогресс.

Декабрь 1992

Гринпис предполагает, что немецкое правительство затрудняет совместную работу албанских и западных организаций по защите окружающей среды, в желании скрыть факты о спекуляции ядовитыми отходами.

Январь 1993 — Албания

Албанский министр здравоохранения Тритан Шеху теперь уже официально обращается к немецкому правительству с требованием забрать обратно ядовитые отходы.

01 февраля 1993 — Румыния

Гринпис предъявляет министру Тепферу ультиматум, до 15 февраля распорядиться о вывозе ядов из Румынии обратно в Германию. В ином случае, активисты угрожают транспортировать ядовитый мусор самостоятельно. Полные жажды деятельности и исполненные чувством ответственности, при поддержке румынского народа, а также румынских властей, активисты Гринпис самостоятельно начинают акцию по уборке загрязнений.

14 февраля 1993

Федеральный министр Клаус Тепфер сообщает Гринпис, что 450 тонн старых пестицидов вывозятся для утилизации из Румынии обратно в Германию.

11марта 1993

Обратная транспортировка началась. Все найденные емкости перевозятся грузовым поездом назад в Германию. Длина поезда 1,3 километра.

Август-сентябрь 1993 — Албания

Группа экспертов биологического федерального ведомства, под руководством профессора Ганса Герда Нолтинга, отправляется к местам хранения ядов в Албании. Благодаря усилиям депутата Бундестага Ройшенберга и Гринпис, опубликован протокол. Доклад на 40 страницах наглядным образом демонстрирует, насколько остро стоит вопрос безопасности для людей и окружающей среды. И, что утилизация отходов, по причине наличия уже отработанной технологии, возможна только в Германии.

Ноябрь 1993

По информации федерального министерства охраны окружающей среды, на границе Албании с Монтенегро находятся 217 тонн пестицидов. Они представляют собой и здесь непосредственную угрозу, поэтому министр Клаус Тепфер предоставляет 700 000 евро для принятия необходимых мер безопасности.

Январь-февраль 1994

Однако, заявленные меры безопасности не приняты. Еще одна группа экспертов организации технической помощи, состоящая из ведущих представителей химической промышленности, преуменьшают серьезность опасности. По их утверждению, непосредственной опасности для здоровья людей и окружающей среды – нет.

Гринпис документирует места хранения отходов с помощью видеосъемки.

Неотложная помощь, в размере 700 000 евро, отзывается. Это означает, об утилизации отходов теперь должен позаботиться Евросоюз.

Гринпис выясняет, что результаты работы экспертов не были доведены до сведения албанских властей.

Февраль 1994

Открытая мусорная свалка в городке Милот (Албания): около 90 тонн старых пестицидов заполняют амбар, предназначенный для хранения зерновых культур. Высокотоксичный пестицид Мелипакс растекается по улицам городка. У местных жителей регистрируются кожные высыпания и проблемы с дыханием.

Активисты устраняют негерметичность, упаковывая емкости в более крупную тару. Такие же меры принимаются и на вокзале города Байце (Фото)

10 марта 1994 — Албания

Почти тонна ядовитых отходов, погруженная активистами в контейнер, находится на пути назад из Албании, через Италию и Францию, в Германию. Грузовой автомобиль по приказу немецких органов власти останавливается на немецкой границе. Основание: нелегальный ввоз специфических отходов.

10 марта 1994 — Франция

Эскалация конфликта: Протесты на мосту Европы Кель-Штрассбург!

По пути из Албании в Германию активистам Гринпис приходится столкнуться с сопротивлением германских пограничных служб. Однако, они настойчиво продолжают идти своим путем.

За рулем грузовика, загруженного пестицидами из Албании, сидит Ганс-Питер Лоос. Утром грузовик достигнет «моста Европы» – между Штрассбургом и Кейлем. Сначала немецкие органы власти отказываются перенимать транспорт и участвовать в акции по возвращению отходов в Германию. Как следствие, активисты Гринпис 10 часов подряд бастуют прямо на мосту.

10 марта 1994 — Бонн

Вечером того же дня, Клаус Тепфер объявляет перед немецким Бундестагом о том, что все немецкие пестициды из Албании будут возвращены. Объясняя это решение «чисто гуманными причинами», германское правительство начинает в Румынии вторую акцию по возвращению отходов «на родину».

Ходатайство немецких властей о возбуждении уголовного дела на действия Гринпис отклоняется, по причине того, что эта негосударственная организация действовала в интересах Германии.

25 марта 1994 — Женева

Первый успех: На втором заседании Базельской конвенции заключается пакт между Германией, США, Японией, Великобританией, Канадой, Францией, Италией, так называемой G77 с Китаем и другими странами третьего мира. Акции Гринпис по возврату отходов и активное лоббирование принесли свои результаты: Базельская конвенция

Однако, Германия – кверулянт: новые соглашения Базельской конвенции все еще не имеют силы в Германии. Только лишь первая редакция соглашения ратифицирована в Германии. Экспорт ядовитых отходов, замаскированный под утилизацию, все еще возможен.

Мировое сообщество вынуждено действовать. Общий запрет на экспорт ядовитых отходов из стран ОЭСР в страны — не члены ОЭСР вступает в силу с 1 января 1998 года.

Ноябрь 1994 — Германия

Эта тема уже давно волнует общественность. После повторных акций Гринпис, министерство по охране окружающей среды должно немедленно перевезти всего 470 тонн ядов из Албании обратно в Германию.

Голландское грузовое судно "Louise Green" привозит в Германию контейнеры с 450 тоннами старых пестицидов. После прибытия груза в порт Гамбурга, ядовитые отходы из Албании утилизируются на свалках Херфа-Нойроде в федеральной земле Гессена, а также на многочисленных мусоросжигательных установках Гессена и Баварии.

1995

Для обхода Базельской конвенции, между бедными странами и богатыми, такими как Германия, Австралия и Великобритания заключаются двусторонние договора об утилизации отходов.

Май 1995 — Индия

Следующий случай: Дуйсбургская фирма Grillo AG, специализирующаяся на производстве в области металлургии цинка и тяжелой химии, перевозит 2400 тонн цинковых шлаков в город Бопаль (Индия).

19 сентября 1995 — Женева

На третьей конференции государств, участников договора, в Женеве принимается решение об окончательном и неоспариваемом в плане международного права запрете на экспорт ядовитых отходов, действующем с марта 1994 года. Все страны-участники, включая Германию, подписывают Базельскую конвенцию

Начиная с 1995

С 1989 года наблюдает американец Джим Пукетт за движением рынка отходов. Он продолжает работать даже после того, как в 1995 году Гринпис завершает свою кампанию. Активист защиты окружающей среды расследует, документирует и активно мешает заключению сделок в бизнесе по утилизации отходов. Вместе со своей организацией BAN — Basel Action Network он работает из США. В течение всей кампании по возвращению отходов экспортёрам Пукетт работал координатором вместе с Бернсторффом, кроме того являлся шефом ведомства Greenpeace International по ядовитым отходам в центральном отделении Гринпис в Амстердаме.

1998

Решение о запрете, принятое в 1995 году, теперь является для всего ЕС частью закона о "Перемещении отходов за границу". Также вводится запрет на экспорт из ОЭСР-стран в целях повторного использования. Нарушение запрета наказывается лишением свободы на срок до 10 лет.

(MH)